lenivtsyn (lenivtsyn) wrote,
lenivtsyn
lenivtsyn

Categories:

Это и в самом деле обнадёживает

"В исторической науке условность таких явлений, как нация, язык, заветы и земли предков, уже стала общим местом".

Интересная статья, а вернее краткий пересказ книги, на ярком примере описывающей механику национального мифотворчества. Книга — литовских авторов, и национальное мифотворчество анализируется — тоже литовское.

Только в одном месте хочется поправить. Вот это место в статье:

"В патриотических литовских журналах того времени (а других и не печатали) попадаются поразительные утверждения, что дети в детдомах Вильнюса легко выучивают литовский язык всего за месяц. Почему? Потому что это их генетически родной язык. Стоит дать чуть прикоснуться к корням — и зов предков тут же сдувает всю эту наносную полонизацию".

В том что дети всего за месяц выучивали язык как раз ничего поразительного нет, и совсем не обязательно, чтобы литовские патриоты тут врали (ну разве что слегка приукрашивали). Генетика, само собой, тут совсем не при чём. Пример, наоборот, демонстрирует как раз "условность таких явлений, как нация, язык, заветы и земли предков". В данном случае языка.

Почему на едином субстрате человечества развивается не один, а сразу множество языков? Потому что толкающее социально-психологическое развитие субстрата ядро — антиномия "мы" — "они". Язык изначально нужен был не только для того, чтобы "мы" друг друга понимали и могли общаться, но и чтобы "они", "чужие" не понимали и не лезли с общением. Язык как средство непонимания. Вот поэтому языков изначально много. И главная трудность в изучении другого языка — психологическая, в том, что он — "чужой", на нём говорят "они" (а не "мы").

Ну а как внушили детям, что литовский язык — на самом деле их родной, так и выучили они его без проблем за месяц.
Tags: социальная психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments