?

Log in

No account? Create an account
О двух путях прогресса
handprint
lenivtsyn
Те, кто знаком с философскими идеями Лифшица, конечно, помнят одну из центральных его идей — о двух возможных путях прогрессивного развития: "прямом" и "обратном". Их возможность предопределяется неравномерностью развития. Второй путь — это когда прогрессивная форма заполняется реакционным содержанием, которое стремится уничтожить эту форму. Идея эта находится в рамках его общей диалектики различия (distinguo), но углубляться в философию мне бы сейчас не хотелось, скажу лишь, что названные два пути — оба прогрессивного развития, неправильно смешивать "обратный" путь с реакцией как таковой, хотя бы он к ней и стремился и зачастую, действительно, в неё переходил. Суть в том, что сам прогресс противоречив.

Ну, вот, например, империализм — высшая стадия капитализма и одновременно его вырождение — пример такого "обратного" пути прогресса для капитализма. Т.е., всё-таки, прогресс капитализма, хотя и связанный с вырождением его самых основ. И вот тут интересный момент: приближает ли империализм к социализму? Нет. Вернее, в некоторой, очень ограниченной, степени — да (в том смысле, каком об этом и Ленин писал: монополизация и частичное огосударствление производства облегчают его последующую социализацию), но в целом — разрушая основы капитализма, империализм тем самым уничтожает предпосылки развития социализма. Он сам являет собой как бы эрзац социализма, снимая его с повестки дня и позволяя капитализму жить после смерти, жить — в самом процессе собственного разложения. И я сейчас выскажу крамольную с точки зрения левых вещь, за которую они меня, пожалуй, проклянут: мы не сможем никак начать движение к социализму с той точки, которой достигло современное общество, без восстановления капитализма. И, более того, только диктатура пролетариата будет способна осуществить этот шаг.

Read more...Collapse )

190
tolstoy
lenivtsyn

Почему классическое искусство и классическая философия получили свое развитие именно в Европе?
handprint
lenivtsyn
Двигаемся от абстрактного к конкретному. Вспомним для начала, откуда взялась истматовская "пятичленка". Эта теория предполагает следующий исторический метаморфоз человечества: первобытное (доклассовое) общество — классовое общество — коммунистическое общество. В ходе него "средний член" переживает свой собственный метаморфоз: рабовладение — феодализм — капитализм. Итого: пять ступеней развития.

Переход к античному рабовладению таким образом есть переход к классовому обществу вообще и в ходе расцвета древнего общества закономерно ожидать становление неких начал, которые далее будут присутствовать во всей классовой формации. Сместим немного угол рассмотрения, при этом оставаясь в поршневской проблематике ("Контрсуггестия и история"): развитие классового общества характеризуется противостоянием по линии контрсуггестия (явление, охватывающее личность, индивидуальную волю, мышление) — контрконтрсуггестия (т.е. идеология в широком смысле), в котором каждая из сторон попеременно одерживает верх, стимулируя развитие противоположной. Таким образом, вышеупомянутые начала закономерно ожидать именно в этой плоскости. Но ведь именно её и отражают классическое искусство и классическая философия! Истоки и одновременно высочайшие образцы, на которые равняется всё дальнейшее развитие классического искусства и классической философии, лежат в античности. Переложив добычу материального субстрата цивилизации — железа и камня — на "говорящие орудия" — поставленных вне общества (и тем самым вне человечества) рабов, античное общество приобрело на какое-то — небольшое по историческим меркам — время требуемую свободу и за этот короткий промежуток времени сумело достичь того высочайшего развития духовной культуры, которое в дальнейшем на долгие века стало служить человечеству ориентиром. Именно в Европе — потому что именно там (а точнее — в Греции) сложились условия свободного общества. Да, конечно, свободного за счёт исключённых из него рабов, но именно поэтому расцвет классической античности и не мог длиться долго. Платон и Аристотель, Фидий, Эсхил, Софокл, однако, появиться успели.

Сомневаюсь, что смогу перечислить все необходимые условия, но одно, вслед за Лифшицем, назову — периферийное положение Греции в Древнем мире. Чисто количественно варварство ещё настолько преобладало над цивилизацией, требуя от последней постоянной оглядки на себя, подвергая её ни на миг не прекращающемуся военному и культурному давлению, что подлинный рассвет цивилизации Древнего мира мог произойти лишь в относительной удалённости, в стороне от его наиболее насыщенного событиями центра (Лифшиц тут приводит пример государства Ахеменидов). Другое подсказанное мне условие — более позднее вступление Греции на мировую арену античной цивилизации. Благодаря этому она смогла позаимствовать достижения Азии, не повторяя её пути, и породить в конечном счёте более чистую, классическую форму рабовладения и основанной на нём цивилизации: без деспотии царской власти, но с расцветом полиса.

К теме убийства Захарченко
handprint
lenivtsyn
Самая правдоподобная, по-моему, версия:
https://el-murid.livejournal.com/3891519.html

И вот ещё сюда же:
https://el-murid.livejournal.com/3892574.html

А это просто, чтоб два раза не вставать. Очень говорящий кадр. Поза, мимика... (из того же источника).
Захарченко

UPD: Ташкент, как оказалось, жив, так что, если версия правильная, то точка в этом деле ещё не поставлена.

Тут на днях у Гегеля ДР был...
hegel
lenivtsyn
Прочитал замечательную статью Э. Ильенкова — "Вершина, конец и новая жизнь диалектики (Гегель и конец старой философии)". Обычно я у себя в ЖЖ спорю с Ильенковым, а тут вот прямо и совсем не с чем спорить, только соглашаться приходится. Хотя, не могу и не заметить (после цитаты):

Когда Гегель обожествляет мышление и понятие, то это значит просто-напросто, что он придает философско-схоластическое выражение иллюзии, которую издавна питали и питают на свой счет профессионалы умственного (в наше время – научного) труда. Гегель разделяет с ними эту старинную иллюзию, состоящую в том, что «мышление» сделало человека человеком, что человек «есть существо мыслящее», или, иными словами, что именно в мышлении заключается специфическая характеристика человека, отличающая его от всего остального – как неорганического, так и органического – мира.

Согласно этой «антропологии», человек стал человеком в тот момент, когда он стал «мыслить», т.е. обрел «самосознание». Стало быть все остальные «силы и способности человека», равно как и их продукты, суть более или менее отдаленные результаты способности «мыслить», следствие мышления, как изначальной и фундаментальной «силы», проснувшейся в человеке и действующей в нем.
А что, разве не на счёт указанной иллюзии следует отнести и настойчивые попытки ставить мышление впереди речи? Разве не сюда же — отрицание существования «инстинктивного труда» в начале человеческой истории?..

Как из Поршнева пытаются сделать постмодерниста
handprint
lenivtsyn
boris_porshnev_lecture_-_artemy_magun_november_27

Прочитал, наконец, статью Артемия Магуна про Поршнева. Повторять общие мысли, уже высказанные ранее, о растущем у интеллектуалов интересе к Поршневу не буду, сразу перейду к тому, почему я считаю, что автор в своём стремлении представить Поршнева не совсем марксистом, практически постмодернистом, натягивает сову на глобус.

1. Автор не приемлет "ортодоксальный диамат, основывающийся на трудах Фридриха Энгельса и Георгия Плеханова, догматично представлявших диалектику как форму закона природы" (ограничивая, по-видимому, "законность" диалектики сферой языка, высказываний — это не ново), и желал бы видеть в Поршневе союзника в этом своём неприятии. Хотеть не запретишь, но желание ничем не подкреплено.

2. То же с истматом. Ссылка на "современников", которым идеи Поршнева, так же как и автору (не марксисту), не казались марксистскими, не работает. Марксистом был именно Поршнев, а не "современники".

3. Магун не понимает глубины качественного противоречия между животным и человеком, между первой и второй сигнальными системами. В его рассуждениях то и дело одна "наползает" на другую. Думаю, что это непонимание прямо связано с п. 1.

4. Упорная трактовка суггестии как "гипноза" говорит о том, что и поршневской теории суггестии он тоже не понял. Впрочем, учитывая сказанное выше, этого следовало ожидать.

5. Окончательно наглядным натягивание совы на глобус становится там, где Магун говорит о "негативной эстетике". Якобы Поршнев в книге "О начале..." кратко излагает собственную эстетическую теорию. На самом деле Поршнев оговаривает, что первобытные изображения не имеют ни малейшего отношения к категориям эстетики.

Поскольку практика показывает, что пишу я, в основном, для тех, кто уже в теме, и популяризаторская функция моей страницы крайне невелика, позволю себе на этом остановиться и не раскрывать тезисы подробно, тем более что спорить с постмодернистами — скука скучная.

Дочь Монро и Кеннеди
handprint
lenivtsyn
Очень женские песни. Феминисткам такие не нравятся.



Ещё две...Collapse )

И снова "говорящие" хабилисы
handprint
lenivtsyn
Вы не поверите, но хомо (разумеется, не хабилис, а сапиенс) разговаривает почти всегда — и когда жарит картошку, и когда слушает канал "Наука-2.0" (без редуцированного повторения слышимого не возникает понимания), и даже во сне. Остановка внутренней речи — это достаточно сложная психотехника, в наше время не у каждого получается (скажите семинаристу, что легко достигаете исихии, и он вас возненавидит от зависти). Всё это было доказано ещё "выготчанами". Про "зону Лурия" надоело повторять. Однако "товарищи антропологи" упорно продолжают пороть чушь, которая даже уже не повизгивает, ибо давно околела, но лишь начинает пованивать. Осуждать за это в современной науке считается неэтичным: нужно же учоным как-то оправдывать свои гранты. Но использовать для примера цепляния за протухшую отжившую парадигму "по Куну", думаю, пока ещё допустимо.

P.S. Данная реплика была спровоцирована вот этим ЖЖ-постом (и видео в конце него), частично воспроизведённом в последнем дайджесте И.-П.

Жопой чувствует
handprint
lenivtsyn
Луценко про Савченко

"Коммерсантъ" пишет о классовой борьбе
handprint
lenivtsyn
"Коммерсантъ" опубликовал серию статей под общим названием "Экономика протеста". Я ещё не все статьи прочитал (только две), но уже понятно: автор Александр Зотин заново открыл классовую борьбу — именно как пружину, толкающую вперёд развитие общества. Он отнюдь не марксист и даже критикует классиков марксизма за якобы недооценку её "рутинных" форм (на самом деле это совсем не так — читателям Поршнева, который много об этом писал, сражаясь с "экономическим материализмом" под маской марксизма, это хорошо известно). Очевидно, что не со всем, что пишет автор, можно согласиться: в частности, согласиться с теорией прекариата мы, по-видимому, никогда не сможем — тут принципиальное разногласие, и я об этом как-то уже высказывался. Но... тенденция, однако. Тем более, что в том же "Коммерсанте" и у другого автора тоже была статья на ту же тему (её я тоже пока не читал). Дует, дует ветер истории-то!..

А из серии статей Зотина советую прочитать статью "Экономика протеста: угольная демократия" — про то, в частности, как связано с классовой борьбой изменение преобладающей формы углеводородного топлива. Оно, как будто, и ничего нового, а на какие-то вещи по-новому глядеть начинаешь.

Британские лейбористы — за рабочий контроль!
handprint
lenivtsyn
По поводу прошлогодних выборов в Великобритании я тогда же давал ссылку на одну статью (вот эту). Никак её не комментировал, кроме того, что "интересная", потому что регулярно следить за политической жизнью на родине капитализма не получалось, собственные мысли казались мне слишком оптимистичными, а между тем пример облажавшегося Сандерса был ещё свеж. Наконец, чтобы задать вектор нужно, как минимум две точки, а у меня была только одна. Очень обнадёживающая, но... И вот теперь появилась вторая. И теперь я выскажу то, что не решился год назад, прежде чем дам ссылку на новую интересную статью о Корбине и британских лейбористах (у неё только название — бе, но это, возможно, дело вкуса). Очень похоже, что ветер истории снова дует в нужном нам направлении. Смотрите. Лейбористы на выборах, конечно, оказались "моральными победителями", но, всё же, только моральными. Стремительное левение позволило им резко сократить отставание от консерваторов, но правительство в итоге, всёж-таки, формировали не они. Сто или пятьдесят лет назад парламентские рабочие партии в такой ситуации тут же сдавали назад — правели, боялись "оторваться от масс", начинали поиски компромисса с буржуазией... А тут — тут совсем наоборот — лозунги становятся ещё более левыми.

При этом Корбин испытывает сильнейшее противостояние внутри собственной партии со стороны партийной верхушки и медиа. Можно сказать, что во главе партии он оказался случайно, по недосмотру: до 1980 г. партийного лидера лейбористов вообще выбирали только партийные члены парламента, потом стали учитываться голоса профсоюзов и других афиллированных с партией организаций, а так же местных ячеек, и вот в 2015 г., в рассчёте уменьшить таким образом влияние профсоюзов, неолибералы пошли на демократизацию выборов: ввели всеобщее голосование членов партии и зарегистрированных сторонников по схеме "один человек — один голос". Никто просто не думал, что открытый социалист заднескамеечник Корбин... А оно вона как вышло: выборы выиграл именно он. И сразу — с места в карьер. Молодец! Так и надо!

Что самое трудное в работе Штирлица?
handprint
lenivtsyn
Думаю, это — в нужный момент, не раздумывая, вытянуться по струнке, вскинуть руку и крикнуть "Хайль Гитлер!.." Сегодня проходил собеседование с директором при приёме на работу. Учреждение — в системе образования, когда-то именуемого "средним специальным" (в высшем везде сокращения, и без знакомств для меня вариантов нет: даже если откроются вакансии, их тут же займут "свои" люди, каждый из которых уже держит под собой по два-три-четыре места в разных вузах). Я — случай особый, и главной темой собеседования был вопрос, чего это я на старости лет решил податься в педагогику. Но, вроде бы, сумел произвести положительное впечатление. Держался ровно, отвечал убедительно, был неподдельно искренен. И под конец беседы только, когда директор завела речь о важности идеологии и необходимости патриотического воспитания — внушения учащимся гордости за свою страну, я не смог ничем поддержать разговор, а лишь смотрел ей в глаза и ждал, когда эта часть беседы, наконец, уже закончится.

Cuba Feliz
handprint
lenivtsyn

"... поняли, описали и смоделировали момент зарождения языка"
handprint
lenivtsyn
Ещё четыре года тому назад учёные смоделировали безусловный рефлекс (я в своём ЖЖ об этом писал, правда, с опозданием), но... не поняли, что они сделали, говорили про "еще один шаг на пути к созданию искусственного интеллекта" и "один из первых шагов на пути к цифровому бессмертию". Теперь вот сюжет повторился на качественно ином (более высоком) уровне: учёные смоделировали условный рефлекс, но убеждены, что "поняли, описали и смоделировали момент зарождения языка".

Можно догадаться, что эти учёные, как и те, тоже заняты проблемой ИИ. Они создали принципиально новую модель нейрона — как самостоятельной самообучающейся системы распознавания (в прежних моделях эту задачу решала вся нейронная сеть, а не отдельный нейрон).

В работе описана следующая методика: если при наблюдении нейроном сигналов от реального объекта сопровождать его появление каким-то сигналом искусственного происхождения – звуком, картинкой, жестом – то, в конце концов, найдется нейрон, у которого эти два события начнут ассоциироваться. То есть наблюдение реального объекта и распознавание идентификатора станут для него связаны. Затем нейрон станет в состоянии распознавать этот же объект либо при наблюдении самого объекта, либо при предъявлении только искусственного идентификатора без предъявления объекта.

На примере мобильного робота авторы работы создали описанную систему. Робот видит какие-то препятствия на своем пути. Если сопровождать появление этих препятствий звуковыми идентификаторами: препятствие слева — говорить, что препятствие слева, и наоборот, — робот начинает распознавать эти препятствия вкупе со словами. И через некоторое время он начинает реагировать уже только на слова. Если он научится объезжать препятствие, то с какого-то момента можно будет беспричинно сказать, например, что препятствие слева – робот распознает образ препятствия слева и повернет вправо.
То, что робот реагирует на слова, не должно сбивать с толку: животные тоже реагируют на словесные команды дрессировщика. Слова здесь выступают как сигналы первой, а не второй сигнальной системы. И описанный механизм ничем не отличается от известных нам со школы опытов Павлова: сперва собаке предлагают пищу и при этом зажигают лампочку или звонят в звонок, в результате чего у собаки выделяется слюна, потом, через n-ное количество повторов пищу уже не предлагают, а лампочку всё равно зажигают или в звонок всё равно звонят, и слюна у собаки течёт без всякой пищи.

Между прочим, сам Павлов, первооткрыватель условного рефлекса, поначалу полагал возможным объяснить мышление человека, как "условные рефлексы второй степени". Потом в своей лаборатории он научился вырабатывать эти условные рефлексы второй степени, и понял, что ошибался. Позже он добился условных рефлексов третьей степени... Дойдя, кажется, до седьмой, он бросил это занятие. Стало ясно, что пределов для усложнения механизма рефлекса нет, но только никаких признаков очеловечивания животные на этом пути не проявляют. И уже в конце жизни Павлов создал теорию о двух сигнальных системах, как противостоящих друг другу. Павловская школа установила, что вторая сигнальная система оказывает постоянную отрицательную индукцию на первую, тормозит её работу.

Если бы учёные не забыли школьных уроков, то были бы осторожнее в своих заявлениях и не выглядели бы так глупо. Но, правда, грант бы не получили — под Павлова гранты не дают.

Андрей Платонов "О первой социалистической трагедии"
handprint
lenivtsyn
Я очень люблю творчество Андрея Платонова и уже давно когда-то высказывался на эту тему. Ну, и творчество Михаила Лифшица тоже ценю чрезвычайно высоко, — в моём ЖЖ, кто давно меня читает — знает, это один из определяющих персонажей. И всё же до последнего момента мне было не совсем ясно, каким образом Платонов примыкал к "течению" Лифшица, кружку "Литературного критика". Т.е. думал, что тут, может быть, больше личные отношения — интерес, симпатия, дружба... выпивали вместе, обсуждали по душам ситуацию, разные актуальные вопросы. А вот теперь, прочитав вот эту статью (раньше она мне не попадалась), понял: тут действительно идейная близость. Статья стопроцентно "лифшицианская" (хотя, конечно, прежде всего стопроцентно платоновская), разве только без свойственных высоко образованному Лифшицу многочисленных апелляций к истории философии. Прочитайте обязательно! Сперва хотел запостить сюда цитат, но нет — лучше просто прочитайте её всю, она небольшая. Там есть ключ к ответам на очень важные вопросы.

Кто будут "пиндосами" с случае победы "либералов"?
handprint
lenivtsyn
Сразу скажу, что эту статью я не дочитал. Хватило нескольких абзацев.

Автор — более чем известный. Ресурс — тем более. И при этом такая дешёвая стряпня! Белые нитки торчат со всех сторон. Первая же гиперссылка, ведущая на китайский ресурс (гуглопереводчику иероглифы не страшны!) убивает наповал: ничего похожего на то, за чем нас туда отправили, страница не содержит...

Но зато понятно, какая страна станет "Пиндосией" в случае победы "либеральной оппозиции". Первостепенную необходимость "внешнего врага" для устойчивости власти частных собственников в современных условиях она понимает не хуже путинистов.

Анатомия мерзавчика
handprint
lenivtsyn
Интересная биографическая статья недавно была на "Медузе" про Глеба Павловского. Советую обратить внимание, кто ещё не читал.

Там, в частности, я как-то сразу выделил для себя один фрагмент: до "идеолога Путина" в нём было ещё далеко, но кое-что очень важное, о чём потом всё время следовало помнить, в нём сообщалось:

21 мая 1989 года в Лужниках состоялся первый массовый митинг за радикальные реформы, приуроченный к началу работы Съезда народных депутатов, — по разным данным, он собрал от 50 до 300 тысяч человек. Вел митинг Гавриил Попов, с речью выступил Андрей Сахаров; наиболее горячо толпа приветствовала Ельцина. Среди выступавших был и Павловский, который входил в оргкомитет митинга. Там он «впервые ощутил мрачную силу массы». «Толпа жестче следователей КГБ. Она заталкивала мои слова обратно мне в глотку, а наружу тащила другие, лающие слова вражды, какие ей и нужны, — вспоминал он о митинге. — Ты говоришь не то, что думаешь, а то, чего от тебя ждет это море голов». После выступления Павловского стошнило. На митинги он решил больше не ходить.
Так бывает, когда интересы оратора и массы объективно совпадают только в части негативной повестки — уничтожения старого, но противоположны в части позитивной программы — создания нового.

100 лет назад у России впервые в её истории появилась Конституция
handprint
lenivtsyn
Да какая! Принятая V Всероссийским съездом Советов Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики по сей день остаётся самой передовой (в первую очередь, благодаря тому, что прямо ограничивала права частных собственников), образцом основного закона страны, вознамерившейся покончить с классовым обществом.


Почему мы рисуем неандерталоидов?
handprint
lenivtsyn


Известно ведь, что во время рассматривания лица взгляд бродит преимущественно в области, расположенной между глазами и губами...
Действительно, известно, я и раньше это уже слышал, но как-то не задумывался, почему так. А тут вот довелось задуматься...

Тут можно ещё заметить, что не только лоб выпадает из зоны рассматривания, но и подбородок, и он у неандертальцев тоже покатый — не такой, как у нас. Странно, что на предложенных картинках этого не заметно, но, как человек, когда-то "для себя" рисовавший, знаю, что не только лоб, но и подбородок склонен при рисовании "выбиваться" из верных пропорций (хотя, вот, на приведённой картинке это как-то не особо заметно). Думаю, что внимание к части лица, наследуемой предковому виду, и невнимание к частям, отличающим нас от него, можно объяснить тем, что механизм распознавания лиц сформировался и закрепился у нас в ЦНС ещё до дивергенции.

Методологический гимн материалистической диалектике
handprint
lenivtsyn
[В статье рассматривается работа Б. Ф. Поршнева «О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии)» как образец творческого применения метода материалистической диалектики. Опубликована в сборнике: Марксизм глазами XXI века. Десятые Кузбасские философские чтения : материалы науч. конф. с междунар. участием. Кемерово, 24—25 мая 2018 г. / редкол. В. М. Золотухин (отв. ред.), В. П. Щенников (отв. ред.); КузГТУ. — Кемерово, 2018, с. 65—69.]

Читать собственно статью...Collapse )